среда, 9 февраля 2011 г.

Первые шаги


Прошел месяц.
Распорядок сложился таким образом. Я утром ухожу на работу – сын спит. Проснулся, звонит мне. Я рассказываю, где найти еду. Потом даю указания заниматься уроками. Прихожу домой на обед, проверяю, что сделано. Объясняю, что непонятно. Вечером примерно как в обед. 
Чтобы иметь какой-то режим – посчитали количество пунктов в плане и разделили их на дни до каникул. Получилось по пять пунктов в день. В один пункт входит параграф и письменное задание. Конечно, они разные по объему, но хоть приблизительно можно отслеживать ход обучения.
И вот какие выводы я сделала за это время.
Самостоятельно организовать учебный процесс не умеет. В том смысле, что с первого же дня роли распределились таким образом: я – учитель, он - ученик. (Отношение ко мне соответствующее). На все мои вопросы по поводу  - что сделано за день, начиналось нытье и отлынивание.
Терпение у меня ангельское, но… Все это мне очень не нравилось. А если я испытываю дискомфорт, то всегда ищу конкретную причину.
Договорились в субботу позаниматься физикой.  Весь день сын был страшно занят - читал, смотрел телевизор, играл на компьютере. И вот под вечер я говорю – неси учебник, будем читать. Выясняется, что у него настроение какое-то такое... не такое… Короче, физика не пойдет. И тут я понимаю, что он автоматически загоняет меня в роль злобной училки, которая орет и требует учить. 
Я подумала с полминутки и говорю ему – баста, карапузики.  С этого момента я тебе не напоминаю об уроках, не требую их выполнения и, вообще, ни словом не заикаюсь на эту тему.  Мне терять нечего. А ты вернешься в школу на очное обучение. Занимайся, как считаешь нужным. Будет нужна помощь – обращайся. Помогу разобраться и проверю, если надо. Но сама – ни-ни!
Сын, конечно, кинулся обижаться. В другую комнату с недовольным бурчанием под нос. (Кстати, я никогда не переспрашиваю, что именно пробурчали в мой адресJ)
А я пошла смотреть кино.
На следующий день, с утра, звонок мне на мобильный. Докладывает, что уже прочитал три параграфа по истории. Я хвалю и заодно сообщаю, что на обед не приду – у меня дела.
Вечером прихожу и сажусь в интернет. Сын тащит тетрадь – нужно похвалить, что он сделал так много. Хвалю, но ничего не спрашиваю.
Лирическое отступление. Не люблю, когда родители, заставляя своих детей что-либо делать, говорят – «вырастешь, будешь мне благодарен» или «все ради тебя». Мне кажется, все равно остается послевкусие насилия над личностью. Умом, может и будет благодарен, но не сердцем.  Поэтому с самого раннего детства стараюсь объяснить причины.  Помню, как Мишка после моего очередного монолога тоненьким голоском спрашивал – «Потому что – что?» На все должны быть причины)) 
Вот и с учебой так.  Когда он начал учиться в школе и возникли первые трудности, я ему объяснила, что это нужно в первую очередь ему.  Я сказала ему – « Я школу окончила, институт тоже, профессию получила. Я свою жизнь построила. Это твоя жизнь и строить ты должен ее сам. Поэтому заставлять я тебя не собираюсь. Делай выбор сам».  Для подкрепления своих слов я устроила ему экскурсию на заводик, где тогда работала. Типичный маленький постсоветский заводик. Я инженер. У меня отдельный кабинет на втором этаже, компьютер, принтер, обогреватель. А дело было зимой. Цех, естественно, не отапливается. Температура в цеху на два градуса выше, чем на улице. Рабочие одеты в три слоя. Изо рта идет пар. Я думаю, увидев все это, он уже тогда понял разницу.
Итак, дело пошло.  Я мужественно не подгоняла его, не контролировала каждый день количество сделанного. И, конечно, наши отношения изменились. Теперь я стала человеком, готовым прийти на помощь в трудную минуту, а не надсмотрщиком.
Надеюсь, так будет и дальше)

4 комментария:

Pelageya, русская американка комментирует...

Оксана, видимо, в тебе есть педагогическая жилка. Очень хочется, чтобы у вас все получилось!

MamashkaMishki комментирует...

Спасибо, Татьяна!
Куда ж деваться с подводной лодки) Нет жилки -вырастим))

Муми Мама комментирует...

Интересно. Как бы нам туда же не пришлось с семиклассником. Оксана, у меня вопрос : а вы все предметы хорошо помните? Если нет, то как? чисто практически... Для себя спрашиваю, на всякий случай...

MamashkaMishki комментирует...

Чисто практически, Муми Мама, беру учебник и разбираюсь. Вам, как математику, думаю тоже будет несложно. Дополнительно ищу в интернете какие-то материалы - видео опыты по физике, например. К тому же сын может ходить на консультации.