вторник, 8 марта 2011 г.

Хождение по мукам или Зачем нам школы?


Зачет по алгебре был в 11 часов и, конечно, я с ним не пошла.  Он в этот день сдавал еще ОБЖ. Поэтому я терпеливо ждала звонка.  И дождалась…
ОБЖ не сдал – у учителя были какие-то дела, и он его не принял. Пошел сдавать алгебру. Он себя чувствовал победителем. Наверно, всем знакомо это упоительное чувство достижения недостижимого. Ведь столько лет он математику не знал и боялся. А тут – прорыв! Он разобрался и готов доказать всему миру свою состоятельность в этом вопросе.
Но не тут-то было!
 Иногда мне кажется, что главная задача нашей школы – подавить любую инициативу и «сломать» ребенка, чтобы легче им было управлять. В нашем случае сработала установка – «выучиться без школы – невозможно». Когда Мишка учился на очном по алгебре у него была твердая двойка. Вникать он не пытался, домашнюю работу игнорировал и прогуливал уроки математики при каждом удобном случае. Так что оценка была заслуженная. Когда же я взялась за дело ситуация изменилась. Принципы по отношению к себе я стала применять и к нему. Во-первых, главное не оценка, а знание.
Лирическое отступление. Принцип № 1 декларировался мною всю его жизнь. Даже до школы я говорила ему, что главное не то как тебя оценивают другие, а то как оцениваешь ты себя сам. Результатом этого явился диалог моего сына с учительницей во втором классе. Когда она его спросила по поводу тройки по письму – ты знаешь что такое оценка? Мой сыночек искренне ответил – это субъективное мнение учителя! Чем, естественно, поверг ее в состояние ступора))
Во-вторых, я искренне считаю, что любой человек может разобраться в любом вопросе. Просто кому-то на это нужно чуть больше времени. Поэтому, когда учителем стала я – все предметы мы стали изучать досконально. Кстати, я  считаю, что большинство академических знаний, которыми пичкают детей в школе, в реальной жизни абсолютно не нужны.   Но! Я преследую другие цели. В этом возрасте ребенок через академические науки должен научиться  самым разным вещам, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Самостоятельности, умения добиваться цели, решать поставленные задачи, уметь сформулировать эти задачи, уметь выделить главное, расставлять приоритеты. Уметь планировать свое время и распределять свои усилия. Уметь слушать собеседника, уметь донести свою мысль, найти при необходимости компромисс. К сожалению, современная школа этому не учит.  Но я то не школа!)
В-третьих, я считаю, что любой человек, а особенно ребенок, занимается только тем, что ему интересно. Поэтому моя задача – найти интересное в каждом предмете. Здесь моя задача не такая и сложная. Литература, история, английский – идут на «ура». С физикой сложнее – все, что касается рассуждательно-описательной части физики приветствуется, но как только дело доходит до формул…. Это же почти математика…
Биология его никогда не увлекала. Помню, когда ему было два года, мы пошли в зоопарк. Так он равнодушно проходил мимо клеток, но когда увидел работающий бульдозер, то прилип надолго) 
Но что-то я отвлеклась…
Итак, нашел он учителя по математике. Она повела его …в учительскую. И при скоплении учителей начала «зачет».  Устно она его не спрашивала вообще. Тетрадь проверила. Нашла одну ошибку за 4 параграфа. И поставила за тему (!) четверку. При этом комментировала его ужасный почерк  (какое отношение это имеет к алгебре?), неправильное оформление и т.п. Конечно, настроение моего ребенка упало (не забываем про пубертат) и он стал полегоньку огрызаться.  Тут вступила учитель по русскому. Сделала ему замечание - он дерзит. Он ответил.
Я там не была, но с учителями имела счастье разговаривать. При всей   моей выдержанности и ангельском терпении  я зверею через 15 минут общения. Видимо их цель в этом и состоит – вывести из себя, обвинить в неподобающем поведении и манипулировать посредством чувства вины. Со мной такие номера не проходят. Так как я перелопатила множество книг по прикладной психологии, то все эти происки вижу сразу и умею их блокировать. А вот мой маленький мальчик еще нет. Он может и понимает, что им манипулируют, но пресечь это не может и оттого злится.
В результате, вышел он из школы в раздраеных чувствах. Позвонил мне и с надрывом в голосе сказал, что математику ненавидит и учить ее больше не будет. А математичка ведьма и ее надо сжечь на костре!))
Я понимала, что утешать его в таком состоянии не стоит. Сказала, чтобы  не принимал близко к сердцу, а вечером мы все обсудим.
Я понимаю так – математичка просто не захотела признать, что она не смогла его ничему научить, а я смогла. Поэтому она прикрылась, так как умела – раздразнила его и поставила в положение виновного.
Думаю, что учителей в школе нужно каждый год пропускать через психологов и психиатров. И жестко! Они, самоутверждаясь за счет более слабых, калечат поколение за поколением, и это ужасно…

3 комментария:

Pelageya, русская американка комментирует...

Тяжело все это читать. Сколько поколений надо, чтобы менталитет изменился?

LeMurka комментирует...

Семейное образование - нелегкий путь только из-за нежелания системы мириться с возможностями и индивидуальностью каждого человека. Система любит роботов, а не людей. Я сейчас очень жалею, что мне привили воспитанность и правила приличия, потому что в наших разговорах с учителями (дочь на семейном) я слегка теряюсь. А думаю, надо с ними не только огрызаться как ваш сын, а еще и розгами их иногда за тупость и лицемерие, низость и мелкое пакостничество))))
Приходите к нам в гости - http://notillusion.ru/

MamashkaMishki комментирует...

Боюсь, Pelageya , что наш менталитет если и изменится, то не в лучшую сторону...

julapka, вы правы. Мне мое воспитание тоже очень мешает) В гости зайду обязательно!)